На встрече стран BRICS в Казани, Россия обсуждались вопросы создания альтернативной платежной системы, способной составить конкуренцию SWIFT. Также рассматривался вопрос о возможной новой валюте, которая теоретически могла бы подорвать позиции доллара на мировом финансовом рынке.
Новоизбранный президент США Дональд Трамп недавно заявил о возможности введения 100-процентных пошлин на товары из стран BRICS в случае создания новой валюты. Он подчеркнул, что "нет шансов на то, что БРИКС сможет заменить доллар США в международной торговле, и любая страна, попытавшаяся это сделать, должна будет попрощаться с Америкой".
Эксперты отмечают, что ни Коммунистическая партия Китая, ни правительство Бразилии не будут поддерживать неосуществимые идеи России, рискуя столкнуться с 100% пошлинами от США.
По сути, Трамп требует от стран прекратить попытки инициировать создание новой валюты, иначе США введут против них стопроцентные пошлины на экспорт.
Иван Угляница говорит, что Трамп угрожает многим странам, от Мексики и Канады до Китая и Европы. "Сложно сказать, насколько это реально, или это просто тактика агрессивных переговоров. Я вижу это как пустоту с обеих сторон. Не существует реальной угрозы со стороны условного БРИКС создать такую валюту или использовать валюты стран БРИКС для этой цели, так же как и пустые угрозы в ответ на несуществующую угрозу создания валюты — это просто политический пиар с обеих сторон", — отмечает эксперт.
Доллар, как основная валюта для расчетов в мире, скорее всего, сохранит свои позиции еще долго. Однако существует риск, что доллар постепенно может потерять свою значимость.
"Я думаю, что США, как и другие страны в прошлом, идут по пути, когда доллар постепенно будет терять эту роль, и его заменит какая-то другая валюта, или валюты, или доллар начнет терять свой вес как в расчетах, так и в резервах. Основные проблемы — внутренние, внешние факторы, такие как конкурирующие валюты и так далее, подчеркивают уже существующие проблемы. Из-за заявлений БРИКС Штатам не стоит волноваться, им следует беспокоиться о причинах этих заявлений, о том, что происходит в самих Штатах и в Западном мире. Речь идет о кризисе в их социально-политической системе, что будет постепенно подрывать статус доллара как главной мировой валюты", — говорит Иван Угляница.
По мнению финансового аналитика Андрея Шевчишина, некоторые риски для доллара, как основной валюты для расчетов, возникли в результате действий самих США, чей внешний долг достиг астрономических размеров. По данным американского министерства финансов, по состоянию на 2 января 2024 года, размер государственного долга составил 34,001 трлн. долларов."Риск связан с триллионами долга США, который поддерживается новыми заимствованиями от других стран, вкладывающихся в американские облигации. А если они прекратят эти вложения? Повышается риск увеличения стоимости обслуживания государственного долга, что станет реальным бременем для бюджета США", — говорит Андрей Шевчишин.
Тем не менее, в ближайшие 10 лет, по мнению Виталия Шапрана, доллар останется основной валютой в мире. Эксперт утверждает, что США не должны переживать по поводу заявлений стран BRICS, но им имеет смысл использовать абсурдные инициативы Путина, чтобы показать, кто управляет мировой экономикой.
2 декабря НБУ установил официальный курс на уровне 41,58 грн. за доллар, тогда как месяц назад, 2 ноября, курс составлял 41,22 грн/долл.
Отключения электроэнергии и общие ожидания девальвации усилили спрос на иностранную валюту.
В конце ноября 2024 года на межбанковском валютном рынке Украины значительно возрос спрос на иностранную валюту. "В этом тренде много факторов: и переходная дата, когда большинство украинцев получают регулярные доходы, и значительные погашения ранее выпущенных ОВГЗ, и возвращение отключений электроэнергии из-за массированных обстрелов инфраструктуры, что дополнительно вызывает тревогу у украинцев. Также существуют общие ожидания девальвации, которые традиционно усиливаются в декабре из-за увеличения бюджетных расходов в конце года", — объяснила Анна Золотько, директор департамента казначейских операций Unex Bank.
Эксперт сообщила, что на прошлой неделе среднедневной объем торгов на ВРУ превысил 213 млн. долл., что на 20-30 млн. долл. больше "стандартных" показателей последних месяцев. Национальный банк увеличил интервенции за неделю до 708,5 млн. долл., что на 118,5 млн. долл. больше, чем две недели назад. В начале первых торгов декабря стоимость американского доллара на межбанке достигала уровня 41,69 грн/долл.
Одной из ключевых причин ослабления курса является завершение календарного периода, закрытие внешнеэкономических контрактов и увеличенные бюджетные расходы. Все это, по словам Анны Золотько, влияет на спрос на валюту.
Важно также, что население продолжает активно скупать иностранную валюту. Это связано с повышенными ожиданиями девальвации. "За первые 28 дней ноября чистая покупка иностранной валюты составила 1,227 млрд. долл., что не намного меньше показателей октября. Все стараются не откладывать покупку валюты, что приводит к концентрации спроса и стимулирует рост курса", — говорит Анна Золотько.
В 2025 году эксперты ожидают девальвацию гривны. Однако степень падения курса гривны зависит исключительно от военно-политических факторов — продолжения или прекращения активной фазы войны, а также от объемов и регулярности поступления международной финансовой помощи.
За время войны население Украины накопило дополнительно более 14,7 млрд. долларов.
"На курс гривны в настоящее время влияют преимущественно политические факторы, так как наличие достаточной западной помощи — это политический вопрос, как и использование этой помощи для поддержки курса. Поскольку Украина в значительной степени зависит от внешней помощи, политическая ситуация и местная политика будут определять, останется ли эта зависимость в 2025 году, возможно, даже усилится с возможным окончанием активной фазы войны, когда могут быть пересмотрены объемы помощи, а также может возникнуть большее давление на либерализацию цен, валютных ограничений и курса. Другим фактором может стать рецессия или подобные мировые события, которые повысят спрос на доллар, что негативно скажется на курсах локальных валют, в том числе гривны. Формальные запреты на движение капитала в Украине не сдерживают этот спрос практически, и может возникнуть необходимость быстрее ослаблять курс даже при текущей ситуации с внешней финансовой поддержкой", — размышляет Иван Угляница.
Глубина падения курса гривны в 2025 году зависит исключительно от военно-политических факторов.
По мнению Анны Золотько, невозможно говорить о возможных курсовых отметках в следующем году, не учитывая военные вопросы и риски безопасности. "Например, вполне вероятно, что в следующем году они существенно ослабнут или вообще исчезнут. В таком случае Национальному банку даже придется прикладывать усилия, чтобы удержать гривну от чрезмерного укрепления. Я понимаю, что сейчас такой сценарий выглядит фантастическим, но за время войны только украинцы накопили дополнительно более 14