Карьера Мстислава стартовала в харьковском информационном агентстве MediaPort. Он освещал Евромайдан в 2013-2014 годах, конфликт на востоке Украины, последствия катастрофы Boeing 777 Malaysia Airlines, а также войны в Сирии и Ираке. Его фотографии начали публиковать ведущие мировые издания, такие как The New York Times, Washington Post, Forbes, The Guardian, The Daily Telegraph, Daily Mail, Le Monde и Deutsche Welle.
Съемочная группа Associated Press под руководством Мстислава Чернова отправилась в прибрежный город Донецкой области 23 февраля 2022 года. Они прибыли в Мариуполь всего за час до начала полномасштабного вторжения России. После окружения мегаполиса Чернов и Малолетка в течение трех недель документировали военные преступления оккупантов в Мариуполе. Было отснято 30 часов видео, однако удалось отправить по интернету лишь 40 минут. Остальные материалы были вывезены с большим риском на жестких дисках через российские блокпосты. Позже множество кадров попало в мировые СМИ, а фотографии с территории обстрелянного оккупантами роддома №3 с роженицей Ириной Калининой, которая вскоре скончалась от полученных травм, стали символом варварского вторжения.
Победа фильма о блокаде Мариуполя имеет историческое значение. Во-первых, это первый украинский фильм, который был номинирован на премию Американской киноакадемии. До этого ни одна национальная картина не достигала такого успеха с 2003 года. Во-вторых, он сразу же получил самый престижный приз в области кинематографа. Также стоит отметить шокирующий факт и оригинальную структуру "20 дней" с авторскими комментариями Чернова.
Со сцены в Лос-Анджелесе 11 марта Мстислав произнес мощную речь, которая стала предметом цитирования: "Я благодарен. Но я, вероятно, буду первым режиссером на этой сцене, который хотел бы не делать этот фильм. Я бы хотел, чтобы Россия никогда не нападала на Украину, никогда не оккупировала наши города," — заявил режиссер. — "Я бы отдал эту награду, чтобы Россия не убивала моих земляков и освободила всех украинских военных и гражданских, которые сейчас в тюрьмах. Но я не могу изменить прошлое. Однако мы все можем сделать так, чтобы правда победила. И люди Мариуполя, как и все остальные, кто отдал свои жизни, никогда не будут забыты. Потому что кинематограф формирует воспоминания, а воспоминания формируют историю. Спасибо вам всем, спасибо Украине! Слава Украине!"
На пресс-конференции после вручения "Оскара" Мстислав Чернов напомнил, что Украина по-прежнему нуждается в поддержке: "Хочу напомнить, что вчера была годовщина атаки на роддом в Мариуполе. Это важный и символичный момент. Этот момент стал символом военных преступлений, которые Россия совершила в Украине. К сожалению, сейчас тема помощи Украине стала предметом споров среди политиков во всем мире. Я надеюсь, что наш фильм напомнит всем: это гуманитарная катастрофа, а не политический вопрос. Это вопрос помощи людям, которых атакуют и убивают. Мариуполь олицетворяет все украинские города, которые были разрушены. Мы имеем честь говорить об Украине и этих городах, которые были оккупированы, напоминая миру, что важно помогать и думать, как остановить это вторжение."
За этот фильм Чернов также получил Пулитцеровскую премию, BAFTA-2024 за "Лучший документальный фильм", Премию гильдии режиссеров США, а также Национальную премию им. Тараса Шевченко в Украине. В последнее время выставки фотографий Мстислава Чернова прошли практически по всему миру: США, Канада, Чехия, Франция, Индия, Германия, Грузия, Италия, Украина и в других странах.
В данный момент Чернов завершает работу над новым фильмом о контрнаступлении ВСУ в 2023 году. Он с командой монтирует фильм в США. "Мы сейчас спим в монтажной комнате," – рассказал режиссер во время Kyiv Media Week-2024 в начале октября.
Режиссер сам снял часть материала в июне, июле и октябре 2023 года во время наступления украинской армии на Херсонском направлении, а в августе и сентябре того же года он фиксировал события в Авдеевке и Клещиевке, что под Бахмутом.
Чернов отмечал, что найти финансирование за границей для фильма о войне непросто, даже несмотря на его известность: "Инвесторы опасаются вкладывать средства на этапе производства, если герой или режиссер могут погибнуть. Гораздо легче найти деньги для готового продукта."
Мстислав Чернов убежден, что за последние 10 лет именно из фотографов "выросло" новое поколение талантливых украинских документалистов.
"Я уверен, что сейчас их работа не менее важна, чем работа военных, медиков, волонтеров или спасателей, ведь следующие поколения будут знать о том, что происходит сейчас благодаря им," — считает Чернов.
Режиссер был приглашен в жюри Киноакадемии "Оскара" в 2025 году.