четверг26 декабря 2024
g-novosti.in.ua

Теневой флот России продолжает увеличиваться, игнорируя санкции. Как это повлияет на Украину?

Великобритания наложила санкции на 30 танкеров теневого флота России, занимающихся перевозкой нефти и нефтепродуктов на миллиарды фунтов стерлингов. Почему нефть и нефтепродукты по-прежнему составляют значительную часть доходов Кремля, и какие факторы могут изменить эту ситуацию? Подробности в материале Фокуса.
Теневой флот России продолжает увеличиваться, игнорируя санкции. Как это повлияет на Украину?

Санкции против танкеров и страховых компаний РФ: действительно ли это серьезные меры воздействия

Недавно Великобритания наложила санкции на 30 танкеров теневого флота России, которые перевозят нефть и нефтепродукты на миллиарды фунтов стерлингов, о чем было сообщено правительством Великобритании. Этот пакет санкций стал крупнейшим в стране против теневого флота РФ. Также под ограничения попали страховые компании "АльфаСтрахование" и "ВСК", которые предоставляют страховые услуги.

Великобритания ввела санкции против 30 танкеров теневого флота России, которые транспортируют нефть и нефтепродукты на миллиарды фунтов стерлингов

В правительстве Великобритании отметили, что доходы от нефти являются ключевым источником финансирования незаконной войны России в Украине. Кроме того, теневой флот создает значительные риски для мировой торговли. Многие суда применяют обманчивые методы судоходства и представляют угрозу для окружающей среды — многие танкеры игнорируют основные стандарты безопасности, что увеличивает вероятность серьезных разливов нефти.

Кремль поставил задачу воевать против Украины на истощение

Тем не менее, как подчеркнул энергоэксперт Андриан Прокип, такие действия стран-союзников Украины нельзя назвать серьезными.

"Во-первых, количество субъектов, на которые наложены санкции, значительно меньше, чем тех, кто работает на рынке. Во-вторых, даже находясь под санкциями, танкеры могут продолжать поставлять российскую нефть и зарабатывать миллиарды нефтедолларов. Эти санкции не затрагивают суда, которые курсируют между российскими портами и странами-покупателями, не поддерживающими санкции, такими как Китай и Индия. Более того, даже если суда теневого флота находятся под санкциями, они могут перегружать нефть на другие танкеры, которые доставляют ресурс даже в Европу," — написал Прокип.

Теневой флот — это система из нескольких танкеров, которые используют для избежания международных санкций

Система теневого флота: почему так трудно подвести его под санкции

Теневой флот — это сеть нескольких танкеров, предназначенных для обхода международных санкций, наложенных на страны или компании, экспортирующие нефть и нефтепродукты. Эти суда принадлежат анонимным структурам, зарегистрированным в таких странах, как Панама, Либерия, Мальта, Маршалловы острова и Габон.

С началом полномасштабной войны России против Украины в 2022 году и введением санкций со стороны США, ЕС и стран G7 Кремль заимствовал методы работы теневого флота.

Согласно классификации аналитических компаний Windward и Vortexa, весь флот можно разделить на три категории:

  • белый — танкеры, соблюдающие санкции и правила торговли;
  • серый — суда, чья деятельность находится в правовой неопределенности, например, из-за частой смены флагов;
  • темный флот — суда, активно обходящие санкции, с отключенными идентификаторами и поддельными маршрутами.

К теневому флоту (dark fleet) относятся как серый, так и темный флот.

С началом полномасштабной войны России против Украины в 2022 году и введением санкций со стороны США, ЕС и стран G7 Кремль перенял методы работы теневого флота, включая отключение идентификаторов (системы AIS — автоматической идентификации судна, что делает его невидимым для отслеживания), подделку документов о происхождении нефти, перевалку грузов в открытом море, что позволяет скрыть источник нефти, а также фальсификацию маршрутов.

Украинский политолог, председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко добавляет, что это целый комплекс инструментов обхода санкций, который Россия сформировала во время войны. И теневой танкерный флот — всего лишь инструмент для достижения целей.

Кроме нефтяных доходов, россияне активно используют так называемые неофициальные резервы — средства, которые их госбанки, государственные компании и олигархи вывезли из России.

В декабре 2022 года был введен ценовой потолок в 60 долларов за баррель российской нефти, перевозимой морем. Сначала этот инструмент работал, но Кремль поставил задачу вести войну против Украины до полного истощения, поэтому начал скупать старые танкеры.

К марту 2023 года теневой флот уже насчитывал около 600 судов, и каждый месяц увеличивался на 25-30 танкеров.

Экономист и экс-член Совета НБУ Виталий Шапран добавляет: помимо нефтяных доходов, россияне активно используют так называемые неофициальные резервы — средства, которые их госбанки, государственные компании и олигархи вывезли из России.

Около 30% всего российского нефтяного экспорта осуществляется через теневой флот

По его мнению, российский теневой флот представляет собой проблему не только для Украины, но и для экологической безопасности всего региона, поскольку, как правило, Россия покупает или арендует для этого флота старые танкеры, аварии которых могут привести к значительным потерям.

Около 30% всего российского нефтяного экспорта осуществляется через теневой флот. Это эквивалентно 1,4 млн баррелей нефти в день. В 2023 году только за счет теневого флота Россия получила более 6 млрд долларов. В настоящее время теневой флот перевозит около 10% всей российской нефти.

Многие теневые суда не имеют надежной страховки, что делает их потенциально опасными для окружающей среды.

При этом многие теневые суда не имеют надежной страховки, что делает их потенциально опасными для окружающей среды. В случае разлива нефти ответственность за устранение последствий может лечь на страны, через чьи воды они проходят. И такое уже происходило.

"Поэтому странам ЕС, Индии, Турции и Ближнего Востока следует ужесточить требования к страхованию этих танкеров и внимательно проверять полисы в портах транзита и назначения. В настоящее время этот вопрос не регулируется," — добавил Шапран.

Танкерный флот в основном оформлен на операторов из офшорных стран, а основным покупателем российской нефти за пределами ЕС является Индия.

Владимир Фесенко дополнил этот список такими странами, как КНР, Марокко и Турция.

"Существуют целые хабы, где происходит перевалка, смешивание нефти, а также хабы, через которые работает теневой танкерный флот. Российская нефть поступает в Европу через посредников или через Турцию и Марокко," — пояснил Фесенко.

Российский рубль стремительно теряет позиции

Девальвация российского рубля: как это влияет на экономику РФ и финансы россиян

Пока теневой флот России продолжает расти, несмотря на усилия западных союзников повлиять на него, агрессор сталкивается с серьезной ситуацией с валютой. Российский рубль, который в последние дни стремительно теряет позиции относительно доллара и евро, уже преодолел "психологически важную отметку" в 100 рублей за доллар. В то же время власти РФ не планируют его сдерживать. 27 ноября Центробанк установил курс на уровне 105,06, а уже 29 ноября — 109,57 рублей за доллар США. А в банковских приложениях россияне могут приобрести доллар значительно дороже. "Прекращение торговли валютами недружественных стран на биржевом рынке привело к изменению методов определения курсов доллара и евро Центробанком," — отметили некоторые российские эксперты, комментируя ситуацию. В перспективе курс в России может пересечь и отметку 120 рублей за доллар. Однако, к сожалению, это вряд ли отразится на реальной экономике РФ и кошельках россиян.

Украинские эксперты утверждают, что падающий рубль, возможно, когда-то и потянет за собой российскую экономику, но сейчас девальвация, наоборот, позволяет Кремлю зарабатывать, финансировать войну против Украины и не влияет на активную деятельность теневого флота.