Эксперты рассматривают два основных сценария. Первый — затяжная война на протяжении всего 2025 года. Второй — переговорный процесс и прекращение боевых действий до сентября 2025 года.
Наиболее вероятный вариант — конфликт может продолжаться в различных формах и с разной интенсивностью. Поэтому рассчитывать на точную дату его завершения на данный момент нецелесообразно.
По словам финансового аналитика и члена Украинского общества финансовых аналитиков Андрея Шевчишина, существует высокая вероятность завершения активной фазы к 2025 году. Существуют предпосылки для этого, в частности, ухудшающаяся экономическая ситуация в РФ, что, по мнению эксперта, может привести Кремль к переговорам. "Если война продолжится весь год, Украине потребуется мобилизация, и если мы не выйдем на переговорный трек, нам нужно будет применять более строгие меры по призыву, изменять правила мобилизации, что повлечет за собой изъятие из экономики рабочей силы. Мы можем столкнуться с серьезными экономическими проблемами. Дополнительные призывы в армию, например, 500 тысяч человек, — это и увеличение расходов из госбюджета, и потери в реальном секторе экономики, значительное снижение налоговых поступлений", — говорит Андрей Шевчишин.
По его мнению, базовый сценарий предполагает завершение активной фазы или заморозку конфликта в первой половине 2025 года, после чего последуют длительные переговоры.
"Прогнозы — это сложная вещь, и даже в стабильные времена они часто бывают неопределенными. То, что в конце прошлого года многие экономисты считали завершение активной фазы войны в середине 2025 года вероятным, основывалось на военных событиях и политических раскладах. Однако, учитывая текущее состояние фронта и развитие ситуации, предсказать четкие сроки сложно. Сейчас трудно сказать, является ли это наиболее вероятным сценарием. Война может изменять свои этапы, и даже самый реалистичный прогноз может быть пересмотрен в зависимости от новых обстоятельств, особенно учитывая события, которые мы сейчас наблюдаем", — говорит начальник управления управленческого учета и бизнес-анализа ОТП Банк Инна Провотар. Она добавляет, что наиболее вероятный сценарий заключается в том, что война может продолжаться в различных формах и с разной интенсивностью. Поэтому рассчитывать на определенную дату ее завершения пока нецелесообразно.
Перспективы получения международной помощи в 2025 году выглядят оптимистично, утверждает Инна Провотар. По ее словам, Украина уже достигла договоренностей о значительном объеме финансирования и ожидает привлечь более 38 миллиардов долларов для покрытия критических невоенных расходов бюджета. Основные источники этих средств — механизм Extraordinary Revenue Acceleration for Ukraine (ERA) от стран G7, а также программа ЕС — Ukraine Facility. Кроме того, уже подтверждено финансирование от МВФ, который увеличил транши для Украины с 1,8 миллиарда долларов до 2,7 миллиарда на следующий год.
"Сотрудничество с другими международными финансовыми учреждениями, в частности Всемирным банком, продолжается, что позволит реализовать важные проекты, особенно в энергетическом секторе и восстановлении инфраструктуры", — отметила Инна Провотар.
Из положительного: Украина должна получить помощь на 38 миллиардов долларов, и новая администрация США не повлияет на этот процесс.
Таким образом, финансовые вопросы для Украины на этот год решены, и поступления средств гарантированы, они не зависят от решений новой администрации в США. Это означает, что пенсии, выплаты из бюджета и субсидии будут обеспечены финансовыми поступлениями.
Однако на 2026 год риски уже начинают проявляться, говорит Андрей Шевчишин. "На 2026-й год такие риски существуют. Часть средств все еще будет поступать от замороженных активов РФ, но по другим программам согласований пока нет. И чем ближе будет 2026 год, тем сложнее станет ситуация. Необходимо будет понимать, как покрывать бюджетный дефицит", — объясняет эксперт.
В целом эксперты уверены: экономика Украины уже проявила устойчивость в условиях войны, но еще один год конфликта может создать сложности как для бизнеса, так и для государственных финансов.
В настоящее время аналитики указывают на то, что значительных колебаний валютного курса не ожидается. Как сообщили в ICU, НБУ позволил курсу гривны ослабнуть за прошедшую неделю лишь на 0,4%, хотя вынужден был увеличить интервенции почти вдвое — это немного выше средненедельного объема за все время российско-украинской войны.
"Дефицит валюты на межбанковском рынке вырос на прошлой неделе почти втрое — с $94 млн до $250 млн. В то же время в розничном сегменте чистая покупка уменьшилась на 28% до $178 млн. Таким образом, общий дефицит валюты на рынке по итогам четырех рабочих дней увеличился на четверть (по сравнению с аналогичным периодом предыдущей недели) до $428 млн. Увеличение дефицита привело к росту интервенций НБУ на 47% до $670 млн.", — сообщили в ICU. Аналитики считают, что при сохранении рыночного дефицита на уровне, близком к прошлой неделе, НБУ сможет удерживать курс гривны около 42 грн/долл. без значительных изменений в объемах интервенций.
Тем не менее, в течение 2025 года гривна все же может столкнуться с девальвацией, на которую будут влиять как ситуация с возможными мирными переговорами, так и расклад сил на фронте, объемы бюджетного дефицита, своевременное поступление заявленных объемов международной помощи, а также объемы производства и экспорта.
"До конца года мы можем ожидать курс выше 45 грн за доллар. Девальвация необходима, ведь нам нужно бюджетное финансирование. Чтобы выполнить план по поступлениям в бюджет, включая таможенные поступления, которые зависят от курса, акцизы. Таким образом, курс гривны будет снижаться. Единственный фактор, который может изменить эту тенденцию — выборы", — отметил Андрей Шевчишин.