воскресенье09 марта 2025
g-novosti.in.ua

Запрет на выезд из Украины: как отмена системы "Шлях" и новые пограничные ограничения повлияют на ситуацию.

Кабинет министров отменил систему "Шлях", что значительно усложнило выезд мужчин-водителей за границу. Теперь пересечение границы возможно только по общим правилам, а для журналистов и представителей культуры обязательными стали предварительное бронирование и служебная командировка. Фокус изучил последствия этого решения.
Запрет на выезд из Украины: как отмена системы "Шлях" и новые пограничные ограничения повлияют на ситуацию.

С 27 февраля в Украине вступили в силу изменения в правила пересечения границы для мужчин, занимающихся перевозкой гуманитарных и медицинских грузов. Теперь выезд таких водителей будет возможен на общих основаниях, а не только по регистрации в системе "Шлях", согласно постановлению Кабинета министров №213 от 25 февраля 2025 года.

Таким образом, водители, перевозящие медицинские и гуманитарные грузы, должны иметь другие основания для пересечения границы, предусмотренные постановлением, так как Министерство развития общин и территорий и областные военные администрации не будут вносить водителей в систему "Шлях".

Итак, выезд за границу для доставки гуманитарных грузов теперь возможен для женщин, мужчин старше 60 лет, мужчин с инвалидностью или с определенными основаниями для отсрочки. При этом подтверждать волонтерскую цель поездки не требуется.

Кроме того, с 3 марта изменяется порядок выезда за границу для журналистов и работников сферы культуры. Теперь они смогут пересекать границу только при наличии бронирования от мобилизации и служебной командировки. Государственная пограничная служба будет действовать в соответствии с общими правилами для военнообязанных, а решения Министерства культуры больше не будут влиять на этот процесс.

Как пояснил представитель ГПСУ Андрей Демченко, пограничная служба не получала решений Минкульта, так как они ее не касаются. Также он отметил, что не может объяснить, почему ведомство изменило свою позицию относительно выезда журналистов и художников. В то же время, по информации Минкульта, причиной новых ограничений стало то, что значительная часть тех, кто получал специальные письма содействия для выезда в командировку, не возвращались в Украину, нарушая закон о мобилизации.

Согласно данным представителя ведомства Дмитрия Золотухина, в 2023 году Минкульт выдал 3 724 разрешения на выезд, в 2024 году — 2 700, из которых около 500 человек не вернулись. Именно поэтому сейчас ведомство разрабатывает новое постановление, которое четко определит критерии для пересечения границы работниками медиа, культуры и коммуникаций. До его принятия "письма содействия" больше не будут выдаваться.

Важно отметить, что некоторые медиа уже имеют приказы Минкульта о бронировании своих сотрудников. Однако общие правила выезда для журналистов теперь будут определяться исключительно требованиями бронирования и служебной командировки, что значительно ограничивает возможности работы украинских медийщиков за границей.

Границы под замком: как теперь завозить гуманитарные грузы в Украину

Народный депутат София Федина считает, что этим решением власть фактически перекрыла возможность выезда для мужчин-волонтеров, что существенно усложнит поставки необходимого транспорта и помощи для армии. По ее мнению, женщин за рулем грузовиков не так много, и остается вопрос, как эти женщины должны загружать фуру самостоятельно. И это не учитывая то, что в дороге может произойти разное — транспорт может сломаться, и я, как женщина, должна самостоятельно решать эту проблему — это неясно.

Также на новый запрет отреагировала Марина Ставнийчук, член Венецианской комиссии (2009-2014), заслуженный юрист Украины.

"Правительство прекратило функционирование системы "Шлях". То есть надо понимать, что война закончилась. Гуманитарная помощь больше не нужна. И не надо нам говорить о злоупотреблениях. Эти злоупотребления допускала исполнительная власть. Ни одного привлеченного к ответственности нет", — высказалась Ставнийчук.

Военнослужащий ВСУ и политолог Кирилл Сазонов также считает, что решение "прикрыть "Шлях" принесет больше вреда, чем пользы.

"Правительство, вам говорили, что вы... делаете вред? Вы понимаете, что заблокировали перевозку раненых в сопровождении врача? Не понимаете? Ну так оставляйте ужин из суши и латте, собирайтесь ночью на внеочередное и решайте вопрос", — обратился Сазонов.

Отмена "Шляха": какие последствия будет иметь это решение

Ветеран российско-украинской войны, общественно-политический деятель Олег Симороз считает, что власть в очередной раз принимает решения, которые являются сумбурными, несистемными и не дальновидными. Вместо того чтобы решать проблемы — создаются новые.

По его словам, это не является справедливым ни с правовой, ни с моральной точки зрения. Такое решение — скорее политический ход для замыливания глаз, чем реальная попытка решить проблему. Ветеран считает, что нужен системный подход: четкий контроль, прозрачность процессов и доверие общества.

"Вместо этого мы снова сталкиваемся с поспешными запретами, реорганизациями и ликвидациями, которые не дают реального результата. Стоит обратить внимание и на еще один аспект — ответственность за принятие таких решений. Государственная пограничная служба, которая теперь должна решать вопросы выезда за границу, сама чрезвычайно коррумпирована. Мы видим, как беспрепятственно покидают страну даже народные депутаты с подозрениями в преступлениях. Почему именно эта структура теперь должна быть ответственной за принятие ключевых решений?", — продолжает Симороз.

По мнению ветерана, одним из путей решения проблемы мог бы стать публичный реестр выездов, доступный для общественности и журналистов. Это не является нарушением приватности, ведь военнослужащие и спецназовцы могут оставаться в закрытых реестрах. Однако в отношении гражданских лиц — общество имеет право знать, кто, куда и с какой целью выезжает. Это помогло бы выявить чиновников, которые злоупотребляют служебным положением, и позволило бы активистам и журналистам контролировать ситуацию.

Пока неясно, как новые правила пересечения границы скажутся на помощи армии, однако отмена системы "Шлях" усложнит логистику доставки помощи на фронт, что может иметь катастрофические последствия для обороноспособности страны.

"Таким образом, проблема не решается путем бессистемных запретов. Нужно наказывать коррумпированных чиновников, которые злоупотребляют властью, а не создавать новые искусственные барьеры для тех, кто честно выполняет свою работу. В противном случае это приведет к очередному хаосу и коллапсу волонтерской логистики, что в условиях войны недопустимо. Ответственность за принятие таких решений должна быть неотвратимой, ведь только тогда можно достичь реального результата", — резюмирует Симороз.

Запрет на выезд за границу — отсутствует?

Адвокат, партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец напоминает, что были случаи, когда работники или компании, получившие разрешение на выезд для гуманитарных перевозок, теряли это право из-за того, что водитель не возвращался в Украину. В таких случаях их разрешения аннулировали, делая невозможным дальнейшие выезды. Те компании, которые злоупотребляли этими разрешениями, больше их не получали, и перевозки осуществляли преимущественно настоящие волонтерские организации.

"Сейчас военным администрациям запрещено выдавать такие разрешения, что значительно усложнило процесс получения гуманитарной помощи, поддержки воинских частей и обеспечения населения. Это негативная тенденция, ведь вместо того, чтобы установить прозрачный контроль, процесс просто отменяется.

По словам адвоката, главная проблема в том, что формально запрета на выезд за границу сейчас не существует — все решения принимаются в ручном режиме. Проще было бы принять закон, который четко регулировал бы этот вопрос во время военного положения, но такого закона нет.

Зато есть постановление Кабмина, в котором не сказано ни слова о запрете — только о том, кому разрешен выезд. А в любой демократической стране все, что не запрещено, является разрешенным.

"Так где этот запрет? Его нет. Итак, вместо законодательного урегулирования вопроса мы снова имеем ручное управление, которое создает коррупционные риски.