С 1 января 2025 года в Украине ожидается увеличение акцизов на топливо, что может сказаться на ценах. Тем не менее, на рынке топлива не наблюдается значительного ажиотажа, поэтому стоимость бензина, автогаза и дизеля в начале нового года не претерпит значительных изменений. Какие факторы могут повлиять на ситуацию с ценами на бензин, дизель и автогаз в будущем?
По мнению финансового аналитика и члена Украинского общества финансовых аналитиков Андрея Шевчишина, существуют ключевые факторы, влияющие на цену топлива: курс гривны, акцизная политика и мировые цены на нефть.
"Одним из трендов в Украине стало легализация зарплат в большинстве сетей (за исключением нескольких крупных, работающих "в белую"). Этот тренд в 2025 году может изменить рынок и повлиять на цены "социальных" сетей", — добавил Шевчишин.
С 1 января 2025 года, согласно закону №11256-2 о повышении акцизов на топливо, состоится следующий этап этого процесса. Хотя повышенные акцизы на бензин, дизель и автогаз должны повлиять на цены на заправках, в настоящее время они остаются стабильными, в частности, потому что изменения уже были протестированы трейдерами. Поэтому, как напомнил эксперт по энергетическому рынку Геннадий Рябцев, ощутимые изменения произойдут только в структуре налогов, включая увеличение военного сбора и введение налога на деятельность АЗС.
Другой эксперт топливного рынка Дмитрий Леушкин добавляет, что в настоящее время наблюдается необычное поведение трейдеров, которые не спешат скупать горюче-смазочные материалы в ожидании повышения акцизов. Причин этому несколько, включая наполнение рынка и зимний сезон, который, по мнению эксперта, будет рекордно низким по уровню спроса.
С 1 января 2025 года, согласно закону №11256-2 о повышении акцизов на топливо, состоится следующий этап этого процесса.
Леушкин также указал на еще один фактор, влияющий на поведение участников рынка, а именно — непредсказуемую политику Дональда Трампа, который вступит в должность в США в январе.
"Трейдеры опасаются, что закупятся, чтобы заработать, а Трамп может обрушить рынок нефти. В таком случае заработать не получится, а "попасть" в убытки никто не хочет", — добавил Леушкин.
Подводя итоги всех факторов, эксперт отметил, что ожидать роста цен на стелах украинских АЗС из-за новых налогов можно не раньше начала февраля 2025 года.
Финансовый аналитик Андрей Шевчишин также считает, что рост будет умеренным и постепенным.
"Увеличение курса доллара до 45 грн при ожидаемом снижении мировых цен на нефть приведет к сдержанному росту цен на стелах. Я ожидаю постепенный рост на 3-4 грн за литр", — поделился своим прогнозом Шевчишин.
Тем временем, после недельного падения, 24 декабря цены на нефть снова возросли. "На прошлой неделе оба основных показателя нефти снизились более чем на 2% из-за опасений по поводу глобального экономического роста и спроса на нефть после того, как центральный банк США проявил осторожность относительно дальнейшего ослабления монетарной политики", — сообщает Reuters.
Фьючерсы на нефть Brent выросли на 36 центов, или 0,5%, до 73,3 доллара за баррель, а фьючерсы на американскую нефть West Texas Intermediate увеличились на 39 центов, или 0,6%, до 69,85 доллара за баррель.
Как отмечают специалисты агентства, европейским поставкам это не угрожает, ведь накануне возобновился трубопровод "Дружба", который отправляет российскую и казахстанскую нефть в Венгрию, Словакию, Чехию и Германию после технической остановки. Обычно трубопровод транспортирует 300 тыс. баррелей нефти в день.
Фьючерсы на нефть Brent выросли на 36 центов, или 0,5%, до 73,3 доллара за баррель, а фьючерсы на американскую нефть West Texas Intermediate увеличились на 39 центов, или 0,6%, до 69,85 доллара за баррель.
Как пояснил Геннадий Рябцев, обострение отношений Украины с другими соседними странами может стать фактором, влияющим на изменение цен.
"Здесь могут возникнуть различные форс-мажоры, например, осложнение отношений Украины и Словакии, что может вызвать определенные проблемы на границе с этим государством. Однако словацких нефтепродуктов не так много, чтобы это могло существенно сказаться на ценах. В следующем году, как и в этом, цены будут определяться стоимостью нефтепродуктов на границе, ведь 85% нефтепродуктов завозится в Украину, а также курсом национальной валюты. Именно в евро уплачивается акцизный налог по курсу Нацбанка, а также в евро осуществляются закупки на европейских площадках. На данный момент мы находимся в "мертвом" сезоне, когда существенных закупок и продаж нефтепродуктов не происходит из-за рождественских праздников", — отметил Рябцев. Поэтому до 15 января, по мнению эксперта, значительных изменений в отрасли не произойдет.
"Основными поставщиками останутся европейцы, однако словаки и венгры могут ухудшить условия в связи с остановкой транзита газа. Но рынок очень диверсифицирован, поэтому, надеюсь, что быстро удастся найти топливо в других местах", — добавляет Андрей Шевчишин.
Между тем, эксперты рассчитывают, что в 2025 году не будет дефицита топлива, так как европейские предприятия уже производят объемы топлива, учитывая долю закупок украинскими трейдерами. Кроме того, в случае прекращения активной фазы войны в течение 2025 года возможно начало работы по восстановлению собственных украинских мощностей, прежде всего Кременчугского НПЗ. Также могут быть запущены новые мини-НПЗ.
Еще одним фактором, влияющим на цену сырой нефти, является политика, поскольку рынки реагируют на заявления, в частности новоизбранного президента Дональда Трампа. Пока, по мнению экспертов, заявления Трампа по контролю США над Панамским каналом не представляют серьезной угрозы для нефтяных рынков, но уже вызывают ценовые колебания. Как пишет польское издание Gospodarka Morska, хедж-фонды проявляют оптимизм по поводу цен на WTI и Brent, учитывая возможные санкции против иранской и российской нефти, а также перспективы экономического стимулирования в Китае, что может повысить спрос на топливо.