Многочисленные инциденты с "бусификацией" украинцев на улицах и фактические похищения людей серьезно подорвали репутацию военкоматов. Скандалы вынудили власти задуматься о возможной ликвидации данной структуры. В связи с этим в Верховной Раде уже несколько дней активно обсуждается идея распуска ТЦК и передачи мобилизационных полномочий ЦНАПам и рекрутинговым центрам ВСУ.
Некоторые украинские нардепы отмечали, что отправка действующих работников ТЦК в армию для усиления боевых частей ВСУ является наилучшим решением проблемы. По словам депутата Юлии Яцик, из военкоматов можно сформировать как минимум десять бригад. ЦНАПы и различные инструменты цифровизации, такие как "Дія", "Армія+", "Резерв+" и реестр "Оберіг", смогут справиться с административными задачами воинского учета.
Численность бригады ВСУ может достигать 8 000 военнослужащих. Таким образом, ВСУ сможет дополнительно получить 80 000 бойцов, если будут мобилизованы военкомы. Планы высшего командования по мобилизации еще 160 000 человек для противодействия российской агрессии уже не кажутся столь фантастическими.
Согласно данным нардепа Марьяны Безуглой, в ТЦК и рекрутинговых центрах работают до 100 тысяч человек. Не менее 50 тысяч военнослужащих ТЦК могли бы пополнить боевые подразделения. В качестве примера неэффективной работы ТЦК она привела случаи людей, которые законно пытались оформить отсрочку от призыва и столкнулись с практически невозможной задачей.
"Попасть в ТЦК с заявлением на отсрочку — серьезная проблема. Свободных QR-кодов постоянно нет, охрана не пропускает просто так. Под воротами стоит толпа мужчин, желающих получить отсрочку. Они ведут неофициальные списки очереди с сотнями людей. Получить отсрочку законным путем практически невозможно: постой в очереди, попытайся попасть внутрь, а затем, вопреки закону, тебя направят на ВВК. После этого жди не 7 дней, а целый месяц справки. Ходят убедительные слухи, что комфортное прохождение этого пути стоит 2 000 долларов", — описывает она процесс работы организации.
Военнообязанный, по ее словам, ожидал запуска цифровой отсрочки и 9 ноября воспользовался новой услугой в приложении "Резерв+". Желаемого он добился до конца суток.
После заявлений депутатов о возможном роспуске ТЦК представители военного ведомства начали публично защищать их. В Министерстве обороны опровергли информацию о раздутом штате украинских военкоматов. Как заявил спикер Минобороны Дмитрий Лазуткин, в ТЦК работает лишь 36 000 человек, среди которых почти 7 000 — гражданские, а еще 18 500 — ограниченно годные, прошедшие войну.
Начальник по связям с общественностью Полтавского ТЦК Роман Истомин добавил, что в ТЦК в основном работают гражданские лица. Создать боевые части из них не получится, можно рассчитывать только на строительные бригады. При этом замначальника ТЦК Киевской области Андрей Примаченко 6 ноября заявил, что 99% сотрудников ТЦК имеют боевой опыт.
"Те, кто считает, что в ТЦК работают военнослужащие, которые не проходили военную службу, вводятся в заблуждение. За последние полтора года состав ТЦК почти полностью обновился. Из боевых частей переведен личный состав, имеющий ограничения по состоянию здоровья", — сказал он.
По личным наблюдениям члена комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Александра Федиенко, в ряде ТЦК Киева и области гражданские работают бухгалтерами, юристами и деловодами, причем большинство из них — женщины, не одетые в военную форму.
"Все ли места в украинских ТЦК заняты фронтовиками? Честно, не буду утверждать. Я лично видел людей с ранениями и даже ампутациями. Перед популистическими заявлениями о расформировании военкоматов стоит изучить предмет разговора", — говорит депутат.
Люди в военной форме и масках, действующие на улицах, в основном являются служащими охраны ТЦК и членами добровольческих формирований территориальных общин (ДФТО). Их действия, по словам Александра Федиенко, часто вызывают вопросы. Их необходимо наказывать согласно нормам уголовного кодекса, а не отправлять на фронт, чтобы не демотивировать остальных украинцев.
"Если человек в маске, без знаков отличия ограничивает движение человека — это преступник. Невозможно сразу определить, кто скрывается под маской. Возможно, это член вражеской ДРГ. Когда люди в камуфляже и масках действуют совместно с полицией, стоит подчеркнуть, что только полицейский в рамках законодательства может производить задержание", — замечает депутат.
Механизм мобилизации должен оставаться в условиях полномасштабной войны. Как утверждает Федиенко, функции ТЦК будут вынужденно перепоручены новой структуре в случае расформирования. ЦНАПы с военными задачами явно не справятся, а рекрутинговые центры необходимо расширять с обязательным соблюдением правил работы.
"Нередки случаи, когда человек рекрутируется в ВСУ на определенную должность, оказывается в учебном центре и затем его переводят в другую бригаду. Я понимаю указание в приоритете отбора в ДШВ [десантно-штурмовые войска], но в итоге из операторов дронов делают пулеметчиков. Нарушена экосистема рекрутинга, что привело к недоверию общества к службе в ВСУ", — поясняет Федиенко.
Расформирование всех ТЦК может удовлетворить общественные запросы, но оказаться неэффективным. Военкомы, совершившие уголовные и коррупционные преступления, могут избежать наказания. Президент Украины Владимир Зеленский в августе 2023 года решил уволить всех областных военкомов в рамках борьбы с коррупцией и продажей освобождений от призыва в ВСУ, однако результаты не оправдали ожиданий, считает старший партнер адвокатской компании "Кравец и Партнеры" Ростислав Кравец.
"Рекомендую Минобороны провести аудит и привлечь всех виновных к ответственности. В Украине с 2017 года действует закон о создании единого реестра призывников и военнообязанных, но почему работники ТЦК его не вели? Теперь они перекладывают ответственность на граждан Украины. Все выписанные штрафы пусть оплачивают из своего кармана", — делится мнением юрист.
Реформа ТЦК, по его убеждению, должна включать отправку на фронт людей в масках и военной форме, которые ходят по улицам и превышают свои полномочия. Если они прошли войну, их можно отправить инструкторами в боевые части, независимо от состояния здоровья. Обмен опытом с военнослужащими будет полезнее, чем заниматься "бусификацией".
Служащие в охранных ротах подлежат уголовной ответственности за самовольное оставление воинской части.
"На каком основании они находятся на блокпостах или перекрывают дороги, если их задача — охранять ТЦК? Наведение порядка значительно улучшит процесс мобилизации в ВСУ", — говорит адвокат.
Отдельное наказание может грозить гражданским работникам ТЦК. Им может быть назначен штраф по статье 186-8 Кодекса Украины об административных правонарушениях за незаконное ношение военной формы.
Напомним, в Печерском районе ТЦК