В своем привычном видеообращении в воскресенье, 13 октября, Владимир Зеленский акцентировал внимание на сотрудничестве между Москвой и Пхеньяном. "Мы наблюдаем, как усиливается союзничество между Россией и такими режимами, как в Северной Корее. Это уже не просто передача оружия. Это фактически касается передачи людей из Северной Кореи в военные силы оккупанта", — отметил президент. Глава государства также добавил, что в таких условиях "наши отношения с партнерами требуют развития, а фронт — большей поддержки".
"Когда мы говорим о большей дальнобойности для Украины и более решительном снабжении для наших сил — это не просто перечень военных средств. Это связано с увеличением давления на агрессора, которое станет для России сильнее, чем они способны выдержать. И это о недопущении новой войны", — подытожил Зеленский.
Незадолго до того, как президент открыто заявил о фактическом участии воинов КНДР в российско-украинской войне, американский Институт изучения войны (ISW) также сообщил, что в Украине уже сражаются северокорейские солдаты, а еще несколько тысяч военных из КНДР проходят обучение в России. Указывается, что российское военное командование может перебросить их на линию фронта до конца этого года или в приграничные районы РФ, чтобы освободить российские "резервы" для участия в боевых действиях на территории Украины.
"Масштабы северокорейской группировки войск, которую Россия может развернуть на линии фронта или с помощью которой может освободить российские силы вдоль границы, неясны, но эти сценарии могут способствовать усилиям России по привлечению дополнительных сил к приоритетным наступательным операциям в Украине и продолжить кульминацию российской наступательной операции, начавшейся летом 2024 года. Кроме того, развертывание Россией северокорейских войск может создать дополнительные возможности в зависимости от их качества, структуры, размещения и оперативной совместимости", — заключают аналитики ISW.
Подчеркнув, что КНДР на данном этапе действительно может перейти к систематическому направлению своих военных подразделений в Украину, эксперт отметил: "Я бы не стал преувеличивать роль и значение северокорейских военных, но факт остается фактом: Северная Корея де-факто принимает непосредственное участие в войне на стороне РФ. Таким образом, от наших западных партнеров требуется прекратить прятать голову в песок и, осознав это, перейти к действиям по сдерживанию КНДР с одной стороны и решительной поддержке Украины с другой. Причем речь идет не только о словах, деньгах и поставках оружия, а о том, о чем весной говорил президент Франции Эмманюэль Макрон, а именно о направлении своих подразделений на помощь Украине. Тогда, в частности, обсуждалось, что французская авиация может прикрыть Одесскую область, а из коалиции стран, так сказать, решительных, могут быть направлены военные контингенты под эгидой Франции для защиты границы Украины с Беларусью. В то время как ВСУ оттуда могли бы быть переброшены на восточный и южные фронты".
Михаил Гончар отдельно подчеркивает, что сейчас было бы очень кстати снять "идиотские ограничения" по поставкам дальнобойного западного оружия, а также его использованию, "потому что Украина фактически воюет с коалицией трех государств, которые поддерживают РФ: КНДР, Ираном и Беларусью".
Отвечая на вопрос о том, почему более года союзники, в частности США, не комментировали роль КНДР в российско-украинской войне и может ли с учетом свежих заявлений Зеленского измениться эта позиция, Михаил Гончар отметил следующее: "Это все пресловутая антиэскалационная политика Соединенных Штатов. В США опасаются, что вдруг Ким Чен Ын снова начнет запускать ракеты в сторону Гавайев, поэтому лучше его не провоцировать. Но когда в Белом доме начали откровенно смеяться, они заявили о поставках КНДР оружия РФ. Между тем, дальше заявлений ничего не происходит. И это, кстати, еще с 90-х годов прекрасно видит Ким Чен Ын, и когда ему плохо — черта не хватает или что, он прекращает свои ядерные испытания, идет на какие-то переговоры с Западом, а потом опять продолжает свое. А сейчас он, получив от РФ в обмен на ракеты и снаряды не только рис, но и многое другое, имеет серьезный допинг и действует абсолютно разнузданно".
Слабость Запада, в частности США, по убеждению Михаила Гончара, будет расценена в Москве, Пхеньяне и Пекине, "который за этим стоит", как доказательство правильности их линии. "Даже если КНДР пойдет на какие-то переговоры, действовать она будет в том же духе, в котором действовала ранее, максимально помогая России в достижении ее целей", — заключает эксперт.
Прогнозируя, что такое зеркальное решение в рамках Североатлантического Альянса вряд ли будет принято, эксперт добавил: "К таким шагам могут прибегнуть отдельно взятые страны, и здесь уместно вспомнить президента Макрона, который заявлял о возможности присутствия французских и других войск на территории Украины".
Охарактеризовав такой вариант как вполне вероятный, эксперт между тем акцентировал, что более реалистичные очертания сценарий приобретет после президентских выборов в Соединенных Штатах. Все действия РФ в плане привлечения войск КНДР на свою сторону Игорь Семиволос называет желанием Кремля создать ощущение необратимости для дальнейшей эскалации, "которой Запад боится, как огня". Если Запад, и, в частности, США в этом случае "не дадут слабину", то эта история с привлечением КНДР, прогнозирует эксперт, будет иметь продолжение в виде большего сочетания ВСУ с западными войсками.
Сейчас же, констатирует Игорь Семиволос, данный кейс непременно будет предметом обсуждения на ближайшем заседании министров обороны стран-членов НАТО, которое пройдет в Брюсселе 17-18 октября. Попутно отметим, что на этом заседании также ожидается пересмотр доктрины в отношении России — впервые за 25 лет. Так, Politiko сообщает, что в Альянсе начнут работу над новой стратегией, направленной на адаптацию к текущим условиям, в частности после вторжения РФ в Украину в 2022 году. Это, отмечает издание, станет важным компонентом подготовки к июньскому саммиту НАТО в 2025 году, который состоится в Гааге.