В ходе недавнего онлайн-диалога с читателями французской Le Parisien президент Владимир Зеленский, среди прочего, подчеркнул, что Украина самостоятельно определяет свое будущее, и ни один другой народ или политический лидер не имеет права навязывать условия.
"Я настойчиво утверждаю, что ни один лидер в мире не имеет права вести переговоры с Путиным без участия Украины. Мы никогда не передавали этот мандат. Мы — жертвы, и было бы несправедливо, если бы кто-то начал говорить, как должна жить наша страна. Французы во Франции, итальянцы в Италии или американцы в США знают, чего хотят для себя. То же самое касается и украинцев", — отметил президент. Он также выделил важность создания мирного плана, который сможет обеспечить справедливые условия "для любого диалога с российской стороной".
При этом политолог, не исключая, что на определенном этапе переговоров Китай может открыто или за кулисами присоединиться к обсуждениям, резюмировал: "Вопрос в том, когда, как и в каком формате это может произойти, остается открытым, так как сейчас Китай занимает выжидательную позицию".
Указывая на то, что формировать условия реальной заинтересованности для участия в мирном процессе для еще одного "влиятельного игрока" в лице Китая "может только Трамп", эксперт добавил: "После инаугурации 20 января 2025 года Трамп либо будет угрожать Пекину, либо, используя метод пряника, предложит интересное предложение КНР, от которого будет трудно отказаться. В данный момент Китай тихо наблюдает за тем, что произойдет после инаугурации старого-нового президента США. Конечно, Си Цзиньпин не приедет на инаугурацию, хотя Трамп, нарушая протокол, его пригласил. Но это очень интересный шаг (пригласить на церемонию лидера другой страны — редкость), который не осуществлялся, если не ошибаюсь, целый век. В общем, уже сейчас идут довольно интересные геополитические игры, которые, конечно же, продолжатся в 2025 году".
Ближайший период Олег Лесной называет зоной турбулентности, охватывающей весь мир. "Как это скажется и где ударит в итоге — сказать сложно. Кто, например, мог бы хотя бы за 10-11 дней до событий в Сирии спрогнозировать такой исход? Я общался с коллегами, которые специализируются на сирийской тематике, и они лишь стыдливо опускают глаза... Так что, кто знает, возможно, и с Россией произойдет нечто подобное. То есть, пока все смотрят на путинский "Орешник", его вертикаль может рухнуть в любой момент. Кстати, феномен диктаторских режимов заключается в том, что они за день до своего падения выглядят как самые крепкие из всех крепостей", — заключает Олег Лесной.
Прогнозируя в 2025 году увеличение роли Японии, эксперт заметил: "Для Японии — одной из крупнейших экономик мира — поражение России в войне против Украины означает возвращение ей ее территорий, то есть у Токио есть прямая и непосредственная заинтересованность в фиаско Москвы. К сожалению, Южная Корея, которая также могла бы играть важную роль, сейчас отошла на второй план. Однако, если в 2025 году там будет стабилизация политической ситуации и КНДР продолжит представлять угрозу Сеулу, Южная Корея может внести свой вклад в российско-украинскую войну. Страны Персидского залива: Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты также будут играть важную роль. Смена режима Асада в конце 2024 года открывает для Катара возможность строительства газопровода от себя в ЕС через Турцию и Сирию. Это значительно осложнит отношения РФ со странами залива, что, в свою очередь, создаст положительные моменты для нас".
Отвечая на вопрос о том, изменит ли в 2025 году Китай свою пока пассивную позицию на более активную, Иван Ус отметил: "Для Китая Россия нужна, прежде всего, в качестве раздражителя для США, поэтому не думаю, что КНР существенно изменит свою позицию".
Тем не менее, эксперт уверен, что важную роль сыграет тональность разговоров администрации Трампа с Россией. Если Китай почувствует, что Трамп хочет обменять Украину на антикитайскую линию РФ, акцентирует Иван Ус, то реакция Пекина будет мгновенной, так как КНР этого не допустит ни при каких условиях.