воскресенье09 марта 2025
g-novosti.in.ua

По словам эксперта, продажи ювелирных изделий в Украине вернулись к 70% от уровня до войны.

Спрос на ювелирные изделия естественным образом снизился на 15-20% по сравнению с прошлым годом. Однако в наиболее благоприятные моменты (конец 2023 - начало 2024) продажи ювелирных изделий в Украине восстановились приблизительно до 70% от довоенного уровня, как сообщил основатель ювелирного дома Kimberli Игорь Ильчишин в интервью агентству "Интерфакс-Украина".
По словам эксперта, продажи ювелирных изделий в Украине вернулись к 70% от уровня до войны.

Спрос на ювелирные изделия снизился на 15-20% по сравнению с показателями предыдущего года. Однако в наиболее благоприятные моменты (конец 2023 - начало 2024) продажи ювелирных изделий в Украине восстановились приблизительно до 70% довоенного уровня, сообщил основатель ювелирного дома Kimberli Игорь Ильчишен в интервью агентству "Интерфакс-Украина".

"Прошедший год оказался очень сложным для отечественного ювелирного бизнеса. Компании, подобно искусным эквилибристам, балансировали между противоположными тенденциями. С одной стороны, мы наблюдали рекордный за последние десять лет рост мировых цен на драгоценные металлы, включая золото (в среднем на 30%), с другой - снижение платежеспособного спроса в стране из-за войны, экономических трудностей и выезда украинцев за границу", - отметил он, указывая на факторы, повлиявшие на рыночную конъюнктуру.

Ильчишен также напомнил, что дополнительным стрессовым фактором для ювелирного рынка в прошлом году стал обнародованный проект изменений в Налоговый кодекс, в котором чиновники предлагали увеличить военный сбор на продажу ювелирных изделий до 30%.

"Эта инициатива вызвала серьезное беспокойство у игроков рынка, поскольку новый налог мог бы поставить под угрозу всю отечественную ювелирную отрасль. Почти каждый значимый участник рынка высказался по этому поводу в публичной плоскости, обосновывая риски и неутешительные перспективы подобного решения. К счастью, наши аргументы были услышаны", - подчеркнул он.

В то же время ставка военного сбора была повышена на общих условиях, что также оказало влияние на отрасль - возросла нагрузка на зарплаты работников, что, в свою очередь, сказалось на доходности.

"Ювелирные компании обычно повышают цены на изделия только при росте стоимости сырья. Поэтому увеличение ставки не слишком заметно для наших клиентов, но отразилось на доходной части компаний. Тем не менее, по сравнению с тем, чего нам удалось избежать, это можно считать положительным результатом", - сообщил Ильчишен.

Что касается потребительских предпочтений, то в дорогом сегменте ювелирного рынка, особенно в категориях изделий с бриллиантами, популярностью пользуются классические дизайны. Также наблюдается рост интереса к символическим украшениям и этническим мотивам. Компании реагируют на эти запросы, предлагая соответствующие лимитированные коллекции.

Онлайн-продажи, в отличие от многих других сегментов ритейла, занимают относительно небольшую долю в продажах ювелирных компаний, в среднем около 10%, и пока нет перспектив для увеличения этой доли, отмечает эксперт. Это связано со спецификой продукции. Ювелирные изделия не относятся к спонтанным покупкам: при выборе украшений, особенно в дорогом сегменте, необходим эмоциональный контакт, возможность примерить и получить детальную консультацию вживую, объясняет Ильчишен. Среди постоянных инструментов маркетинга - акции к праздникам, программы лояльности и капсульные тематические коллекции, которые создают ощущение эксклюзивности для владельцев украшений.

"Мы очень трезво оцениваем перспективы 2025 года. Учитывая происходящие события, снижение спроса будет продолжаться, а финансовая нагрузка - увеличиваться, и нам придется адаптироваться к новым налоговым и рыночным условиям", - говорит Ильчишен.

По его мнению, крупным компаниям будет проще удерживать баланс благодаря наличию ресурсов для развития, активного маркетинга и экспансии.

"Мы наблюдаем это внутри отрасли на примере оптовых продаж за 2024 год. Если в 2023 году многие были настроены оптимистично и верили в возможности развития, открывая новые торговые точки, то в 2024-м они закрывались из-за нерентабельности. Вероятно, эти места займут более успешные игроки, аккумулируя еще больше ресурсов", - добавил он.

При этом он отметил, что у крупных сетей также есть свои уязвимости, в частности из-за усиления контроля Нацбанка над розничными торговыми точками, которые работают как ФЛП.

"Рост налоговой нагрузки также заставит ритейл отказываться от таких форматов. Это увеличит нагрузку на учет, понадобятся дополнительные квалифицированные специалисты, с которыми также сейчас есть проблемы на рынке", - считает эксперт.

По его мнению, в этом году ювелирные компании должны решить, как дальше работать с новыми вызовами, которые создает система, при этом оставаясь в правовом поле и находя новые точки роста.